ХНУРЭ примет участие в международном проекте «Инициатива академической добродетели и качества образования»
В конце 2020 по результатам конкурсного отбора Харьковский национальный университет радиоэлектроники примет участие в международном проекте «Инициатива академической добродетели и качества образования» (Academic IQ Initiative), который финансируется Государственным департаментом США через Посольство США в Украине. Ректор ХНУРЭ Валерий Семенец уже подписал Меморандум о реализации проекта между ХНУРЭ и организацией «Американские Советы по международному образованию: ACTR / ACCELS».
Цель проекта — имплементация политики и практических механизмов предупреждения и противодействия нарушениям принципов академической добропорядочности и развития механизмов внутреннего обеспечения качества образования. Одной из ключевых задач проекта является предоставление учебной и технической поддержки персонала центров внутреннего обеспечения качества образования высших учебных заведений или их аналогов в создании эффективной модели мониторинга качества образования, выявлении ключевых проблем и причин нарушений принципов академической добропорядочности участниками образовательного процесса, и предоставления экспертных рекомендаций по совершенствованию качества образования в ВУЗах.
Академическая доброчестность
Одной из основных задач Закона об образовании является совершенствование правовых механизмов реализации конституционного права граждан на равный доступ к качественному образованию на всех уровнях; создание условий для образования личности в течение жизни (введение таких видов образования как формального, неформального и информального); совершенствование нормативно-правовой базы образования, в том числе разработку новейших программ, ориентированных на модернизацию системы переподготовки, повышения квалификации и стажировки педагогических, научно-педагогических работников и руководителей учебных заведений.
Академическая доброчестность — это совокупность этических принципов и определенных законом правил, которыми должны руководствоваться участники образовательного процесса во время обучения, преподавания и осуществления научной (творческой) деятельности с целью обеспечения доверия к результатам обучения и/или научных (творческих) достижений.
Соблюдение академической доброчестности педагогическими, научно-педагогическими и научными работниками предполагает:
- ссылки на источники информации в случае использования идей, утверждений, сведений;
- соблюдение норм законодательства об авторском праве;
- предоставление достоверной информации о результатах исследований и собственную педагогическую (научно-педагогическую, творческую) деятельность;
- контроль за соблюдением академической доброчестности соискателями образования.
Соблюдение академической доброчестности соискателями образования предусматривает:
- самостоятельное выполнение учебных задач, заданий текущего и итогового контроля результатов обучения (для лиц с особыми образовательными потребностями это требование применяется с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей);
- ссылки на источники информации в случае использования идей, утверждений, сведений;
- соблюдение норм законодательства об авторском праве;
- предоставление достоверной информации о результатах собственной учебной (научной, творческой) деятельности.
Нарушением академической доброчестности считается:
- академический плагиат – обнародование (частично или полностью) научных (творческих) результатов, полученных другими лицами, результатов собственного исследования (творчества), и/или воспроизведение опубликованных текстов (обнародованных произведений) других авторов без указания авторства; формой академического плагиата является самоплагиат, что заключается в воспроизведении без ссылки на источник информации собственных ранее опубликованных текстов;
- фабрикация – фальсификация результатов исследований, ссылок, или любых других данных, касающихся образовательного процесса;
- обман – предоставление заведомо неправдивой информации в отношении собственной образовательной (научной, творческой) деятельности или организации образовательной процесса;
- списывание – использование без соответствующего разрешения внешних источников информации во время оценивания результатов обучения;
- взяточничество – предоставление (получение) участником образовательного процесса или предложение относительно предоставления (получения) денежных средств, имущества или услуг материального или нематериального характера с целью получения неправомерной выгоды в образовательном процессе.
За нарушение академической доброчестности педагогические, научно-педагогические и научные работники учреждений образования могут быть привлечены к такой академической ответственности:
- отказ в присуждении ученой степени или присвоении ученого звания;
- лишение присужденной научной степени или присвоенного ученого звания;
- лишение права принимать участие в работе определенных законом органов или занимать определенные законом должности.
За нарушение академической доброчестности соискатели образования могут быть привлечены к такой академической ответственности:
- повторное прохождение оценивания (контрольная работа, экзамен, зачет и т. п);
- повторное прохождение учебного курса;
- отчисления из учреждения образования (кроме лиц, получающих общее среднее образование).
Порядок проверки на академический плагиат аттестационных работ на получение степени «магистр» осуществляется согласно следующих документов:
- Положение об аттестационную работу соискателей ВО на втором (магистерском) уровне (Приказ ХНУРЭ от 01.11.2019 г. №419).
- Положение о противодействии академическому плагиату в ХНУРЭ (Приказ ХНУРЭ от 28.04.2017 г №290).
- Инструкция о порядке проверки на академический плагиат аттестационных работ на получение степени «магистр» (Распоряжение ХНУРЭ от 29.03.2019 г. №51Р).